Какая у тебя цель? Она вдохновляет? Поставь Свою - настоящую!

Я – педагог будущего

Одна из главных задач педагога, на современном этапе развития общества ‑ «создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности» (Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. РБ - п.8)

 

Имея образование педагога и имея образование психолога, решила отразить свою точку зрения. Откликам коллег буду рада – предложениям, замечаниям или дополнениям.

Уже давно стало очевидно, что в условиях быстро развивающихся информационных и компьютерных технологий, меняется и подход к обучению. Педагоги давно заметили, что если раньше именно педагог был уникальным носителем и источником знаний и его главная задача была передать их ученику, то в век интернета, когда источников информации стало множество, когда она стала доступна повсеместно, смещается фокус в постановке задач с «ЧТО» на «КАК». 

 

Таким образом на передний план образовательного процесса выходит одна из актуальных задач современного образования – научить детей учиться: сформировать умения критически оценивать ситуацию, работать с источниками информации, планировать и реализовывать поставленные цели, действовать в команде, работать над собой в целях самосовершенствования. Традиционный подход к реализации образовательного процесса в виде покорного подчинения учителю и выполнения его задач, уходит на второй план, уступая место сотрудничеству, где есть активная деятельность между участниками образовательного процесса, обмен информацией, опытом и взаимообучение. Такое обучение, в новых условиях, наиболее эффективно и результативно.

Как это реализовать в рамках школы или класса? Прежде всего можно взять за основу образовательного процесса – личностно ориентированную технологию, как – «педагогику отношений», вместо «педагогики требований», что и предлагает нам Семен Львович Соловейчик, идейный вдохновитель и создатель «педагогики сотрудничества». Шалва Александрович Амонашвили, автор гуманно-личностного подхода, говорит, что важно «способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств», а также необходимо «обеспечить условия для приобретения расширенного и углубленного объема знаний, путем развития и становления познавательных сил ребенка, поскольку идеал воспитания – самовоспитание». Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др. считали, что для того, чтобы ребенок был сознательным «субъектом» воспитания, важно создавать условия, где ребенок бы находил личностные смыслы в своей деятельности, поскольку это способствует «развитию потенциальных возможностей школьника».

И хорошо бы отвести себе, педагогу, роль организатора и руководителя образовательной среды, которая будет способствовать самостоятельному проявлению познавательной активности, заинтересованности и целеустремленности. Такой подход позволит ответить на вопрос КАК обучать и развивать детей, как работать не только с информацией, получая новые знания, но и развивать в себе новые качества, которые помогут им стать в этой новой жизни успешными. Данным требованиям наиболее отвечает проектный подход к образованию и обучению. Стоит рассмотреть почему этот подход больше отвечает на вопрос – КАК обучать.

Согласно целям проектного обучения, формируется личность ребенка и приобретаются навыки, необходимые ему в современном мире. А.С. Макаренко рассматривал проект как «подготовку воспитанников к профессиональной деятельности», П.П. Блонский рассматривал проекты как «Способ формирования творческих способностей», И.С. Браткова как «возможность самореализации и средство становления ценностных ориентаций личности». Моделируя и организуя для ребенка образовательные ситуации, основанные на проектной деятельности, мы даем ему возможность приобрести личный опыт в реализации процессов по достижению своих жизненных целейставить перед собой цель, планировать свою деятельность, определять этапы, возможности и условия реализации, организовывать деятельность по достижению поставленной цели и задач, анализировать эффективность и продуктивность осуществленного процесса и его результата. При такой деятельности ребенок приобретает навыкикоторые помогут ему стать, в самостоятельной взрослой жизни, активной и успешной личностью, способной решать задачи любой сложности и важности, принимая на себя ответственность за результат своих действий в их реализации. Проектная деятельность способствует развитию мышления, логики, видения ситуации или задачи с разных сторон и позиций. При таком подходе к процессу обучения знания ребенка и навыки становятся универсальными, формируется объемное представление о проблеме и способах ее решения. В процессе приобщения учащихся к проектной деятельности, ими приобретается навык «КАК» обучать себя (самовоспитание, самообучение, саморазвитие), сомоорганизовываться, как выстраивать отношения с партнерами для продуктивного сотрудничества в получении позитивного результата. С помощью технологий активного обучения (деловых и ролевых игр, анализ конкретных ситуаций и др.), технологий проблемного обучения, технологий модульной организации образовательного процесса и т.д. можно влиять на формирование ключевых компетенций, востребованных в обществе, что позволит ему реализоваться в социуме как успешной личности.

Чем примечателен проектный подход:

- изменением роли учителя от преподавателя, дающего знания, к менеджеру образовательного процесса, консультанту, помощнику в решении возникающих проблем у учащегося;

- смещением ответственности с педагога на родителей, на семью – за обучаемость, за активность в образовательном процессе, за усваивание знаний и результат. (это отдельный пункт, для отдельных рассуждений, который я не буду здесь разворачивать, но хочу отметить, что фокус ответственности давно сменился в современном обществе и ответственные родители его приняли и успешно организовывают, и создают путь развития ребенка исходя из своих представлений правильности и целей семьи. Этому способствовала обстановка в системе образования и положение учителей в обществе. Так что определенные плюсы общество получило – активные семьи, осознанные родители)

- отходом репродуктивно-знаниевого подхода в обучении в сторону продуктивности знаний и получения их посредством мышления и практической деятельности;

- повышением мотивации обучающихся к познавательной деятельности, к учению посредством личной заинтересованности в решаемых проблемах, самостоятельной работы над ними;

- реализацией принципа связи обучения с реальной жизнью;

В процессе выполнения проекта вырабатывается тип созидательного мышления, умение концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы, развитие критического мышления, развитие творческого мышления, умения работать с информацией, формируются коммуникативные компетенции, формируется позитивное отношение к работе и др. качества, которые практическими свойствами наиболее приближены к самореализации в реальной жизни, нежели умение запоминать и осознавать полученную от педагога информацию. Педагог, являясь помощником в образовательном процессе проектного подхода обучает ученика в том числе тому как организовывать проект, как искать цели, как ставить себе задачи, как взаимодействовать в команде, как оценивать свой труд, как относиться к своей деятельности – в том числе личным поведенческим примером. Поощряя ученика как именно конструктивно реагировать на возникающие трудности, взаимодействовать с членами команды, презентовать результат своего труда и т.д.

 

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы ребенок вырос успешной и разносторонне развитой личностью, которая не только хорошо запоминает информацию, умеет ее осознавать, а и может, в условиях быстро развивающегося социума, реализовывать свои планы развития, созидая на пользу общества.

Последнее время стал насущным и злободневным вопрос – успешная личность кто она, что такое успех, кто может обучить этому успеху и как.

Прежде чем перейти к вопросу КАК обучать, давайте рассмотрим КТО будет обучать личность быть успешной и почему это важно.

В современных реалиях столько трактовок «успеха и успешной личности», что в таком тонком месте хорошо бы договориться – мы будем брать обобщенные понятия, без заглядывания в контексты жизни того или иного человека. Здесь педагогам как раз и сложнее всего – какому такому успеху учить. Тому который сами понимают или тому, который понимают родители, каждой отдельно взятой семьи или тому, какой образ успешности рисует официальное или неофициальное СМИ? Сложно, правда? Поэтому нам и необходимо обобщение, без личного контекста жизни. Представим, что мы можем всех людей «под одну гребенку измерить» постараемся измерить успешность личности самого педагога.

Из чего состоит успешная личность? Для этого мы обратимся к методике Пола Джона Мейера «Колесо жизненного баланса».

 Я педагог будущего

В центре круга «Я» – сам человек, а исходящие из круга лучи – это жизненные аспекты каждого человека. В методике, как и в жизни присутствует множество аспектов, но мы возьмем только 4 основных, наиболее важных для человека.

«Ф» - физиологический аспект;

«С» - социальный;

«М» - материальный;

«Д» - духовный.

Все это части одного целого.

- Под физиологическим мы будем понимать то, как педагог заботится о своем здоровье, насколько ему важно быть здоровым, хорошо выглядеть и хорошо себя чувствовать, есть ли у него вообще культура заботы о себе, вкусно себя кормить, давать себе отдыхать, насколько он считает важным уделять внимание своим физиологическим потребностям и как к ним относится. 

- Под социальным мы будем подразумевать то, как педагог выстраивает отношения с другими, какое положение в обществе занимает, самореализацию, амбициозность, а также другие аспекты взаимодействия общества и индивида.

Материальным аспектом мы отметим то, как педагог удовлетворен в области материальных ценностей. Закрыты ли его базовые потребности (по Маслоу, например), есть ли возможность быть в достатке или наш педагог имеет дефицит и как с этим обходится. Разрешает ли себе человек только необходимое или стремится к обеспечить себя сверх минимальной необходимости.

- А говоря о духовном аспекте мы не подразумеваем духовность как религию, а и то, насколько педагог любопытен и склонен к саморазвитию. Готов ли расширять свой кругозор, умеет ли и склонен ли задавать себе вопросы, выходящие за рамки его представлений о мироустройстве, своей профессии и склонен ли искать на них ответы. Здесь же мы можем говорить о нравственности, альтруизме и эмпатии.

Мы перечислили некоторые аспекты жизни педагога, которые так же являются факторами, по которым мы можем делать выводы о его личности. Психологи Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. писали, что «личность есть целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими» (Исаев Е.И., Слободчиков В.И. «Психология человека» 2006). Через данные аспекты мы можем рассмотреть индивидуальность человека, его реализованность, и, говоря современным языком – его успешность.

И тут возникает еще один злободневный вопрос – может ли неуспешный или несостоявшийся педагог как личность, воспитать успешного человека?

Насколько наш, усредненный в статье педагог, реализован в различных аспектах своей жизни? В примере у нас 4 основных аспекта жизни любого человека.

Вернемся к нашему рисунку. Насколько важно, чтобы педагог был «прокачан» в данных областях? Чтобы оценить это, попробуем поставить ему оценку, исходя, хотя бы из собственного мнения – во всех ли сферах наш гипотетический усредненный педагог доволен. Физиологическая, социальная, духовная, материальная. Какие он себе поставит оценки по собственной успешной/не успешной реализованности. От нуля до десяти в каждом лучике на картинке.

Если оценить реализованность в данных областях и затем соединить верхние точки? (прим: оцениваем все сферы на 9, для наглядности)

Данная техника самоанализа называется «колесо жизни», достаточно ли оно круглое?  Или какие-то зоны западают? Легко ли педагогу катиться на своем колесе? Этот вопрос уже требует контекста, какой-то конкретики, а их великое множество, т.к. каждый педагог находится в своем уникальном контексте. В первом варианте все 9 и колесо круглое, наверняка на таком катиться комфортно и приятно. Поэтому мы смело продолжим, для наглядности, выставлять оценки нашему усредненному и гипотетическому педагогу.

Допускаем, что духовная область «прокачана» или удовлетворена на 9, физическая на 8, социальная 9, а материальная на 2, то такому колесу легко катиться? Представим машину с такими колесами, как на ней сидится? Так себя наш гипотетический педагог и чувствует, проваливаясь на финансовых «колдобинах».

А дальше перед каждым педагогом встает вопрос -  что я делаю в каждой из своих областей жизни, для того, чтобы чувствовать удовлетворённость и главное, КАК я это делаю и как с этим обхожусь, в случае если получается и в случае, если не получается.

 

Давайте поближе рассмотрим, как чувствует себя такой педагог, у которого «западает» какой-то из аспектов жизни. Хорошо ли он себя чувствует, приятно ли ему жить в этом, какие это у него вызывает эмоции, как он с ними обходится и как избавляется от накопившегося? Сказывается ли этот человеческий фактор и самоощущение на его профессиональной деятельности? Какие усилия приходится прилагать, чтобы в работу не впускать свои внутренние переживания и как на это реагирует сначала здоровье, потом и все остальные аспекты жизни. На долго ли хватает личностной устойчивости, если не предпринимать никаких действий по улучшению своего качества жизни на то, чтобы разделять ощущения от жизни с ощущениями от работы и не вносить один фон в другой?  Как долго?  Возможно ли работать, не демонстрируя свои жизненные стратегии детям?  Интересно то КАК педагог живет, то КАК он мыслит и КАК он обходится со своими ограничениями, как к ним относится и достаточно ли он свободен в своей самореализации. Очень много возникает вопросов, для саморефлексии. И если исходить из того, что педагог, как взрослый, умный, интеллигентный и уравновешенный человек – не дает «фонить» своим трудностям, нереализованностям находясь на работе, то есть момент, который не зависит даже от него и от его умения себя контролировать.

Здесь появляется новая тема, которую мы затронем - зеркальные нейроны. Благодаря феномену зеркальных нейронов дети будут копировать его поведение, убеждения и взгляд на жизнь. (это происходит и в семье и в других референтных группах к которым принадлежит человек) При этом чаще всего не то, что педагог намеренно демонстрирует, а то, что является его личным, для него истинным. Проскакивают убеждения в поговорках, в реакциях на те или иные события, в стрессовых ситуациях, в ситуациях, когда контроль ослаблен. Мы не можем словами воспитать ребенка, а только, как мы знаем, личным примером, личными реакциями, действуя из личных убеждений. И если держать в голове понимание, что именно подражание позволяет детям прожить собственный новый опыт по чужой модели, откладывая отпечаток на формировании внутренних знаний о себе, своих возможностях и перспективах развития (могу или пока не могу), то становится понятно, что перед педагогом стоит совсем новая задача и даже много.

О теории зеркальных нейронов можно узнать из работ итальянского микробиолога Джакомо Риззолатти, который является ее разработчиком. Зеркальные нейроны – это уникальные клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями другого человека. И именно они отражают, как зеркало, чужие действия у нас в мозгу в те участки мозга, которые позволяют прочувствовать, как если бы мы делали эти действия сами. «Моторные зеркальные нейроны заставляют нас мысленно воспроизводить то же действие, которое мы видим – если его совершает другой человек» Изображение в телевизоре или компьютере имеет такое же влияние. Своей способности быть эмпатичным мы тоже можем сказать спасибо этим нейронам. Это не единственное качество зеркальных нейронов, но для описания того КАК мы незаметно для нас передаем детям то, что даже не планируем – вполне достаточно. Еще о зеркальных нейронах писал Марко Якобони в своей книге «Отражаясь в людях: Почему мы понимаем друг друга».

Вернемся к задачам, которые встают перед Педагогом, который понимает, что его собственное колесо жизни влияет на процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

 

Для того, чтобы передавать новые знания не в готовом виде, а учить детей получать эти знания, моделируя и решая проблемные ситуации взрослых в рамках педагогического процесса, мы должны своим личным примером учить решать их. И то, КАК педагог себя чувствует и ощущает – отражается не только на его мыслях и действиях, но и на тех убеждениях, исходя из которых педагог будет взаимодействовать с ребенком, во время организации и сопровождения проекта, оценивать его, имея такую возможность и транслировать ему некие «взрослые правила жизни». Здесь избежать личного сложно. Эти «подарки» раздаются подчас незаметно.

Собственная «Я» - концепция педагога, ее наполненность, будут служить дополнительной моделью для подражания, и источником нового позитивного опыта для ребенка, помимо родительских.

 

Реакции и взаимодействие из наполненности качественно иные, чем из дефицита, становится понятно, что развивающийся, любопытный к жизни и наполненный педагог, будет организовывать такие же стимулирующие к саморазвитию занятия, избегая формализации контакта. Тогда включаются эмпатия, зеркальные нейроны, сопереживание общего опыта и, как следствие научение.

 

И теперь, становится еще ярче гуманно-личностный подход и его идея о самовоспитании в рамках развития «Я» концепции:

 «Я» - это и есть педагог будущего. Каждый сам для себя на протяжении всей жизни.

Сначала дети заимствуют я концепцию взрослого как ориентир, как кальку для формирования собственной я концепции. Затем, научившись у взрослого способам организовывать собственную деятельность, свое развитие, основываясь на выученных и перенятых способах, формируют собственные способы реагирования, созидания, взаимодействия с социумом. И далее, на протяжении взрослой жизни человек усвоенными паттернами поведения старается реализовать собственную я концепцию. Давно стало очевидно, что, повысив уровень жизни педагогов, вернув им уважение в обществе, освободив от того, что их так сильно опустило в глазах общества, предоставив им больше свободы для педагогических действий, общество получит качественно иное поколение.

Не может не вдохновлять то, что прогрессивно мыслящих педагогов большое количество, теперь хотелось бы, чтобы система и другая школьная действительность доброжелательно посмотрела и в эту сторону. Мой личный опыт работы в школе вспоминается мне позитивно в ключе общения с детьми, родителями, коллегами, но не требованиями, формализованным подходом и положением педагога. Здесь позитива не встретила. Если у государства заявленные цели: «создание условий для формирования разносторонне развитой, нравственно и социально зрелой, творческой личности» (Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. РБ - п.8), то имеет смысл пересмотреть положение педагога в обществе, его достаток, уважение, развитие и те ежедневные обязанности, которые делают педагоги, отвлекаясь от учебного процесса.

 

 Бакач Е.Г.

Комментарии

Добавить отзыв, комментарий

(эта информация будет скрыта от "чужих глаз")
   ___    _  _      __     _____    __   
( _ ) | || | / /_ |___ | / /_
/ _ \ | || |_ | '_ \ / / | '_ \
| (_) | |__ _| | (_) | / / | (_) |
\___/ |_| \___/ /_/ \___/
Введите цифры с находящейся выше "картинки". (Символы защиты от спама выглядят как цифры, нарисованные чёрточками)