Трансперсональная психология

Трансперсональная психология – направление психологии, возникшее в США в конце 60-х годов XX века, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие.

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности». Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей: изучение духовных традиций: индуизм и йога, буддизм, шаманизм, каббала, суфизм, христианский мистицизм и др. Целительское искусство индейцев. Медитация и её клинические аспекты. Парапсихология. Трансперсональная психотерапия. Трансоанализ. Дыхательные практики. Паранормальные явления, околосмертные переживания и телепатия.

Основные положения дисциплины кратко и емко излагает Википедия. И в информативную часть заметки трудно что-то добавить.

Необходимо отметить, что в этом направлении, как в исследовательском поле, так и в психотерапии, открывается огромный потенциал методов и и практик, отвергаемых официальной наукой. Здесь, в трансперсональной психологии, эти методы психотерапии становятся легальными. Идеи архаичных традиций обретают новую жизнь. Поле становится многомерным пространством. Вечная бессмертная Душа, её память и опыт прошлого обретает смысл. Здесь тоже есть травмы, непрожитые или утерянные части, а также огромный ресурс, восстановление которого дает улучшение психического и физического состояния клиента.

* * *

В поисках частички Души она попала в монастырскую келью.
– Ого. Вот еще один персонаж из моей истории перерождений. Монашка – серьезно? – саркастично отметила она.

Сначала келья показалась пустой, но, когда глаза привыкли к мраку, она увидела кого-то в углу. Позвала. Навстречу ей вышел безобразный демон с печальными глазами.

– А ты что здесь делаешь?

Ответа не последовало. Она решила пойти по монастырю, поискать еще. Обыскав все закоулки, злая и уставшая, она вернулась в келью.

– Где же ты? – с отчаянием подумала она.

Демон все ещё был в келье – сидел на столе и болтал ногами. Вел себя вполне дружелюбно, но на вопросы не отвечал. Она села и оперлась об его спину. Задумалась. От мыслей её отвлекло странное тепло, исходившее от демона и чувство невыносимой тоски. Она встала, подошла к демону и посмотрела ему в глаза.

– Ведь ты же не демон – ты человеческая Душа!

– Ты – моя Душа! – обняв и прижав к себе безобразное существо она разрыдалась.

– Кто ж тебя так?

– Ты…

* * *
Эффективность применения трансовых состояний в индивидуальной психотерапии, особенно в точках, где подсознание нагромождает всевозможные формы защит, не вызывает сомнений. Состояние транса открывает доступ к неосознаваемой информации, в шаманизме называемой "память души", или вытесненному воспоминанию, позволяет прервать старые и сформировать новые условные связи, открыть ранее неосознаваемые формы переработки информации. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении различных видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов.
По вполне понятным причинам некоторые методы с использованием наркотических и психотропных препаратов для вхождения в измененные состояния сознания вызывают тревогу. Здесь необходимо отметить, погружения в транс имеют различную глубину и что для психотерапии вполне достаточно легкого транса, не требующего специальных психотропных средств или полного выхода из тела. Легкий транс - полностью контролируемое состояние как терапевтом, так и клиентом.

Литература:

1. Шабан, А. Психотерапевтические эпизоды / Теория и практика психотерапии. – 2014, №3. Стр. 61-66.
2. Трансперсональная психология / Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Трансперсональная_психология

Комментарии

Добавить отзыв, комментарий

(эта информация будет скрыта от "чужих глаз")
   ___    _____   ____    _  _     _ 
/ _ \ |___ / |___ \ | || | / |
| (_) | |_ \ __) | | || |_ | |
\__, | ___) | / __/ |__ _| | |
/_/ |____/ |_____| |_| |_|
Введите цифры с находящейся выше "картинки". (Символы защиты от спама выглядят как цифры, нарисованные чёрточками)