"Аспекты созависимости"
Существует множество определений созависимости. Часто говорят, что «созависимый человек — этот тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей». Почему это происходит? Давайте разбираться.
Одним из аспектов созависимости является смещение границ личности или их несформированность.
Лет пять назад я активно стала изучать вопросы границ? Зачем они? В чем их смысл? Когда и каким образом они формируются? Как наличие или отсутствие границ влияет на жизнь отдельного человека, семьи?
В современной геополитике под границами понимают пространственные отношения между государствами. При этом граница выполняет функции ограничения или исключения въезда нежелательных лиц, исключения контактов между жителями сопредельных государств, задержания нарушителей и т.д.
Человек как все живое тоже имеет свои ограничения и пределы, и как «отдельное государство» теоретически имеет собственные границы, интересы, потребности и т.д., которые он предъявляет (транслирует) миру.
И если физические границы определить просто, например, преграда – это граница, отгораживающая нас от чего-то, принадлежащего кому-то другому, то с психологическими границами сложнее, потому что человек самостоятельно определяет, где заканчивается один человек и начинается «другой». И в каждом конкретном случае, с каждым конкретным человеком психологические границы могут быть разными. И если мы не умеем устанавливать и поддерживать прочные границы, может возникнуть масса проблем.
Рассмотрим вопрос формирования границ с точки зрения Бодинамики. Различают четыре фазы формирования границ:
Формирование физических границ тесно связанно с ощущением кожи, оно начинает развиваться во второй половине беременности. Осязание это первое чувство, которое возникает у эмбриона. Тактильная чувствительность ребенка развивается вплоть до 1,5 лет. Способность ребенка воспринимать кожу, как границу тела, зависит от общей стимуляции, частоты, количества и полноты прикосновений и возможных травм этого периода.
Личные/энергетические границы развиваются в возрасте от 0 до 3-х лет в ходе отделения ребенка от родителей (особенно от матери) и от их энергетического поля. Становясь старше, ребенок постепенно все больше и больше осознает себя как самостоятельное существо. У людей, имеющих сильную и здоровую энергетику, родители своевременно, по мере развития способностей и ответственности ребенка за свои действия, освобождали его от излишнего внимания, «отпускали» из своего энергетического «поля».
В возрасте от 3 до 12 лет формируются территориальные границы, когда ребенок начинает заявлять свое право собственности на различные вещи. Позже ребенок начинает позволять или нет, другим людям пользоваться своими вещами. Заявляя о своих правах, трехлетка строит «домики», в которые никто другой не имеет права входить. И только избранные могут быть туда приглашены.
После 4-х лет идет ролевая и статусная идентификация человека, определяющая в свою очередь специфические поведенческие паттерны и особенности. Социальные границы означают вовлеченность некоторой группы людей в общее поле, в которое другим вход закрыт.
Человек чувствует себя комфортно в этом мире, когда его психологические границы нормальные и здоровые. Он легко общается, вступает в отношения, поддерживает их и разрывает, переезжает с места на место, находит новую работу… и еще много всяких комфортных действий в жизни. Здоровые границы гибкие. Человек со здоровыми психологическими границами легко определяет, на каком уровне ему удобно и приятно общаться, хочет ли он этого общения, и чего от общения он желает получить. Он может сближаться с людьми, а потом отдаляться, если почувствует, что в отношениях что-то не так. Важно понимать, что одни ситуации и люди улучшают нашу жизнь, а другие вредны. И важной задачей для поддержания эмоционального и духовного здоровья является различение между теми людьми, которые вредны для нас и теми, что полезны.
Следует учитывать, что отдельные аспекты личности формируются в разное время. Поэтому при нахождении ребенка в деструктивных семьях, либо попадании ребенка в определенном возрасте в неблагоприятную ситуацию, у него могут возникнуть различного рода нарушения, в том числе и глобальные при формировании отдельных видов границ.
Очень часто границы в обычной среднестатистической семье крайне размыты, вся семья выступает как единое целое. Личное пространство ребенка, да и взрослых, в таких семьях нарушается либо отсутствует вообще. В порядке вещей является зайти в комнату ребенка, подростка, порыться в его вещах, прочитать личный дневник, влезть в чужой разговор, высмеять чувства, обесценить что-то важное.
Также, довольно часто в таких семьях, у детей не формируется самоидентичность, У ребенка часто даже отсутствует возможность понять себя: кто Я такой, какой Я, что мне интересно, какие чувства я испытываю. И еще сложнее принять себя таким как есть, потому рядом всегда есть человек, чаще всего мама, которая все про него знает, понимает, чувствует и правильно его оценивает. Она же определяет за него, когда он хочет кушать, когда гулять, с кем и чем играть, и что нравится ребенку, утверждает какой он. Вспоминается советский анекдот «..Моня, иди домой!..Мама, я что хочу кушать?...Нет, Моня, ты просто замерз».
Мама, друзья, чужие люди активно вмешиваются в жизнь таких людей, дают советы, когда их не спрашивают, рассказывают, как им поступать и как жить, тем самым, разными способами управляют их жизнью. При этом вырастая, такие дети считают такое смещение границ нормой, и также активно нарушают границы своих детей и других людей. Круг замыкается.
Устанавливать границы — значит знать предел, до которого можно дойти. В реальности обычный человек не знает, что он может и что не может сделать для другого. И только сам человек знает, что он может, а что не может стерпеть от другого.
Границы важно и нужно осознавать. Только осознавая свои границы возможно познание себя, своих собственных, а не заимствованных у родителей, других значимых людей, чувств, желаний, интересов, можно понять причины своих действий, реакций на чужие слова и действия, принять себя самого, разного. Только тогда, возможно понимание, что каждый человек – это отдельная личность, единственный и неповторимый индивид в этом мире. Тогда появляется возможность полюбить себя. А потом и весь этот мир.
Очень важно научиться устанавливать и удерживать границы между собой и окружающим миром. Отсутствие нормально функционирующих границ влечет к многочисленным проблемам в повседневной жизни, в отношениях с родными и близкими, коллегами по работе и пр., к возникновению созависимости или зависимости.
И последнее, САМОЕ ВАЖНОЕ. Установление границ требует времени и обдумывания. Удержание границ требует энергии и постоянства
Комментарии
Добавить отзыв, комментарий